ФЭНДОМ

Закарпатская народная сказка. Включена Харальдом Чёрны в сборник "Сказки и легенды Восточной Европы".

Часто упоминается пани Миленой Бальшич на занятиях по Артефакторике, в качестве текста с примерами сказочных артефактов.

Текст сказки:

Жил да был в глухом селе в Карпатских горах один парень и звали его Йорга. Жил он на окраине села со своей матушкой и были они очень бедны. Последнюю корову этой зимой у них задрали волки, и с тех пор перебивались они с хлеба да на воду. Весной засадили они свой клочок земли, да зерно мыши поели и не взошло оно. Кинул тут Йорга шапку наземь и сказал:

- Матушка, видно что-то с судьбой у нас не так, надо бы пойти, найти того, кто судьбу нам поправит!

Заплакала тут матушка, но сыну перечить не смогла. Собрала она его в дорогу, положила последнюю горбушку хлеба и отправила сына в путь-дорогу.

И пошел Йорга по горам карпатским, искать того, кто сможет судьбу человечью править. Долго ли коротко шел он. да повстречалось ему гнездо птичье, что на землю упало, а яички – не разбились. "– Вот добрый ужин будет мне!" – подумал Йорга. Развел он костер и собирался ужинать, а тут вернулась птица-горлица, к гнезду своему – и видит – гнездо упало, а ее деточек человек съесть хочет! Кинулась она о землю и говорит к Йорге человеческим голосом:

- Пожалей моих деточек, добрый молодец!

Жалко Йорге стало птенчиков не родившихся, хоть и голодно было ему. Вернул он гнездо на место и яички туда положил, а поужинал той краюхой, что матушка с собой дала, да и с птицей поделился. Говорит тогда ему горлица:

- Не встречала я еще такого доброго человека! Вот тебе мое перышко, Йорга. Как нужда появится в быстрых крыльях – брось его на землю, тут я и явлюсь к тебе.

Пошел Йорга дальше, шел он шел, да и видит – сидит на дороге волк. Испугался Йорга, подумал, что конец его пришел, но не тут то было! Сидит волк, плачет... Подходит к нему Йорга и спрашивает:

- Что случилось, серый, что ты плачешь?

- Как же мне не плакать, отвечает вол, кода беда со мной приключилась. Поставил охотник капкан в лесу, а в тот капкан возьми, да попадись мой волчонок... Вот теперь сижу я и плачу – не знаю, как сыночку помочь.

Пожалел Йорга волчонка малого и отца его безутешного, пошел – и достал того из капкана. Удивился волк:

- Сколько живу, а такого дорого человека не встречал! Вот тебе клок моей шерсти, как понадобятся быстрые ноги – кинь его на землю, тут я и явлюсь к тебе.

Шел Йорга, шел, по лесам да буреломам, через ручьи переходил, в горы поднимался, да в долины спускался, Встречал он людей разных, и птицу, и зверей, и рыбу – и никто не мог ему подсказать, где же живет тот, кто судьбу человека поправить может. Долго ли коротко ли, но вышел он на поляну, и сидел там человек – не человек, нечисть – не нечисть. Старичок сидел, весь по глаза бородой заросший, в шапке меховой. Хотел Йорга обойти его да мимо пройти, но тут старичок как гаркнет громким голосом:

- А куда это ты молодец путь держишь, что старость не уважаешь?!

- Простите меня, добрый дедушка! Иду я чтоб судьбу свою исправить. – И рассказал Йорга старичку всю свою историю.

- Да парень, зря ты в путь-дорогу двинулся, труден путь к тому, кто может судьбу поправить и лучше на эту дорогу совсем не выходить. Но глянулся ты мне что-то и я тебе помогу. Только если ты мне поможешь. Я лесовичек, зовут меня Боровичек и надумал я женится! Уже и женку себе подобрал – кикимору болотную, ладную да работящую, но не хочет она за меня замуж идти, покуда не принесу я ей по цветку из хозяйства моего, да чтоб все свежие были. А я к старости глазами слаб стал, да и егаю уже не так быстро – и вот никак мне не успеть. То цветы завянут, то какую-то былинку прогляжу! Помоги мне, Йорга и я тебе помогу.

Согласился на это Йорга, стал цветы собирать, а все думает – как бы их успеть на болото отнести, чтоб не завяли. Так ничего и не надумал. А как возвращался на поляну. Увидел птенцов, что в гнезде сидели, да мать-птицу ожидали, тут и вспомнил он про перышко заветное. Пришел он к старичку-Боровичку, достал перо заветное и на земь бросил. Прилетела тут птица-горлица, он к ее лапке цветы привязал, да к кикиморе отправил. Обрадовался тут Лесовичек: - Все, теперь она мне голову морочить перестанет, скоро свадьбу справим! Вот тебе, парень награда, клубок волшебный! Кинь его на землю и приведет он тебя туда, куда ты дойти хочешь, куда бы ни хотел.

Бросил Йорга клубок наземь, и пошел туда, куда он покатился. Долго ли коротко шел Йорга, да вышел к дому, что в землю врос по стреху, да почернел весь. Постучался он в дверь и вышла ему навстречу девушка – краше которой Йорга в жизни не видел.

- Как зовут тебя, красавица? – спрашивает Йорга

- Судьба. – отвечает девушка. – А про тебя, Йорга, я все знаю, давно тебя жду. Батюшка мой, колдун лесной, в книге своей все про тебя прочитал и мне рассказал. Потому что боится он тебя – ведь только ты его победить можешь, а меня в жены заберешь, ведь такая твоя судьба.

Засмеялся тут Йорга и сказал:

- Тебя в жены с радостью возьму, а батюшке твоему – в пояс поклонюсь. Нет у меня врагов и бороться со стариками не гоже для молодых.

- Не поверит тебе батюшка, если тут встретит! Надо быстрее отсюда сбежать, а там на свадебный пир его позовем – он нас и простит.

"Как же мы сбежим" - думает Йорга, "я ведь пеший пришел, не конный, а колдун – свекор мой, верно могучий." И вспомнил тут Йорга про волка, которому он помог когда-то. Кинул он клочок шерсти на землю и прибежал волк ему на помощь. Сел он волку на спину, Судьбу к себе взял, да с приданым и полетели они по полям да лесам – прямо в старую хату Йорги, где его матушка ждала. Богатое приданное было у колдуновой дочки – хватило и дом справить, и поле засеять, и свадьбу справить. Пришел на свадьбу и свекор-колдун, только тогда он поверил, что бывают на свете такие добрые люди.

С тех пор живет Йорга со своей Судьбой душа в душу и всем рассказывает, что править судьбу – не дело, она все равно тебя найдет.