ФЭНДОМ

Болгарская народная сказка. Включена Харальдом Чёрны в сборник "Сказки и легенды Восточной Европы".

Часто упоминается пани Миленой Бальшич на занятиях по Артефакторике, в качестве текста с примерами сказочных артефактов.

Текст сказки

"В одной деревне жила мать и был у нее сын. Каждый день посылала она его в лес за хворостом, а потом на базар, хворост продавать. Сама она пряжу пряла, а что напрядет, сыну на продажу даст. Так и жили.

Сын ее каждый раз собирал хвороста на вязанку больше, а деньги прятал, чтобы бедным помогать или еще какое добро творить. Вот однажды отправился он в лес за хворостом и встретил ребятишек, которые вели собаку на веревке и все время ее били. Мальчику стало жалко собаку, дал он ребятишкам пару медяков и спас собаку от побоев. Собака потом от него ни на шаг не отставала.

И второй раз повстречал он ребятишек по дороге в лес. Они тащили кошку и хотели ее убить. Мальчику стало жалко кошки, пришлось ему вынуть медяки. Спас он кошку от смерти и с тех пор она от него ни на шаг не отставала. Так и ходил он всюду с двумя верными друзьями: собакой да кошкой.

Как-то раз собирал он хворост высоко в горах, вдруг увидел горящий куст. Подошел он к кусту, чтобы огонь потушить, а в том огне извивалась змея и звала на помощь.

- Я бы спас тебя, — ответил ей молодой дровосек, — только боюсь, как бы ты потом меня не ужалила.

- Не бойся, — сказала змея. — Я тебя не обижу. А если спасешь меня, выполню каждое твое желание.

Дровосек протянул палку в горящий куст, змея обвилась вокруг палки, вынул он палку из горящего куста и спас змею. Змея и говорит дровосеку:

- Отнеси-ка ты меня теперь к Дракону, моему отцу и королю всех змей. За то, что ты меня спас, станет он давать тебе мешочек с дукатами, драгоценные камни и другие дорогие подарки. Только ты ничего не бери, а проси у него оловянное кольцо, которое он носит под языком. Как даст он тебе это кольцо, положи его тоже под язык и всегда носи с собой. Потому что кольцо это волшебное. Стоит его под язык положить, как исполнится каждое твое желание.

Вот пришел молодой дровосек со змеей к Дракону, королю всех змей, и стал просить кольцо, как ему змея советовала. Получил он кольцо, спрятал его под язык и подумал, что хорошо бы было домой к матери попасть. Только подумал, как сразу же очутился возле своей избы. Вошел он в избу и говорит матери:

- Собирайся мать к царю, скажи ему, пусть отдаст мне свою дочку в жены.

Попыталась мать сына отговорить, но ничего у нее не вышло. Собралась она и пошла к царю сына сватать. Царь ужасно рассердился:

- Убирайся вон! — закричал он на нее. — Ты что думаешь, что я выдам дочку за бедняка, который хворост в лесу собирает, а потом еще в городе продает? Был бы у него дворец как у меня — отдал бы ему свою дочь в жены.

Сказал он это и выгнал бедную женщину. Мать пришла домой и рассказала сыну все, как было, и что царь ей сказал. Тут молодой дровосек и говорит своему кольцу:

- Хочу такой дворец, как у нашего царя.

Не успел и сказать, как изба превратилась в прекрасный дворец, точно такой же, как у царя. Снова послал дровосек свою мать к царю, чтобы та ему сказала, что дворец точно такой же, как царский, у него есть, и что пусть теперь свою дочь за него выдает замуж.

Царь глянул из окна своего дворца и вправду увидел дворец точно такой же, как у него самого. Однако женщине он сказал:

- Пусть твой сын вымостит золотом дорогу, по которой моя дочь к нему поедет, тогда я ее за него выдам.

Мать вернулась и говорит: - Царь приказал тебе дорогу от своего к твоему дворцу золотом вымостить, только после этого выдаст он за тебя свою дочку.

Дровосек с помощью своего волшебного кольца тут же вымостил дорогу от царских до своих ворот золотом и послал мать снова посватать царскую дочку. Мать пришла к царю в третий раз и говорит:

- Милостивый царь, сам видишь, что мой сын всю дорогу золотом вымостил от твоих ворот до наших. Отдашь за него свою дочку?

Царь ей на это отвечает:

- Когда будет у твоего сына такой же сад, как у меня, чтобы соловьи в нем пели и соколы кричали, тогда и дочку мою он получит.

Мать отправилась домой и передала сыну ответ царя. Дровосек, не мешкая, приказал кольцу:

- Чтобы завтра утром был вокруг моего дворца такой же сад, как у царя, чтобы соловьи в нем пели и соколы кричали.

Проснулся он утром и увидел, что его желание исполнено. Пошла мать снова к царю и сказала, что пора ему наконец выдать свою дочку за ее сына, потому что тот выполнил все царские приказы. Царь ей на это ответил:

- Пусть приедет твой сын за моей дочерью со своей дружиной. И чтобы все они были на белых конях и в белых одеждах, а не то не видать ему моей дочери.

Дровосек так и сделал, приехал со своей дружиной к царю, получил цареву дочку в жены и вернулся с молодой женой к себе во дворец. А у царя этого был царедворец, человек черной души и злого сердца. Вот и говорит он однажды жене дровосека:

- Отчего это у твоего мужа что он ни задумает, все получается?

А царева дочка, которая была несчастна оттого, что ей пришлось выйти замуж за дровосека, ему и скажи:

- Заметила я, что держит он все время оловянное кольцо под языком. Кольцо это волшебное, все желания может исполнить.

Царедворец ей тогда говорит:

- Возьми у него кольцо и отдай мне. Твоему мужу все равно это кольцо ни к чему, у него все и так есть.

- Как же мне взять это кольцо, когда он его все время под языком держит и изо рта никогда не вынимает? — спросила царева дочка.

А завистливый царедворец ей и посоветовал:

- Намочи свой мизинец в воде, потом мокрый мизинец сунь в мешочек с перцем. А когда твой муж уснет проведи мизинцем у него под носом. Станет муж чихать, тут кольцо у него и выпадет изо рта на постель. Возьми кольцо и принеси мне. Со мной ты будешь счастливее, чем с дровосеком.

Царева дочка сделала все так, как ей царедворец посоветовал и принесла ему кольцо. Тот сейчас же кольцо под язык положил и приказал ему:

- Хочу, чтобы дворец дровосека с царевой дочкой очутился далеко отсюда, за синими горами, да великой рекой. И чтобы в том дворце все мое было, а дровосек пусть живет в своей старой избе.

Как сказал, так и вышло.

Утром дровосек проснулся, смотрит: дворец исчез, а он опять в своей старой избе живет. Сказал он своей матери:

- Возьму я с собой собаку да кошку и пойду по свету бродить, свой дворец искать.

Шел он шел и пришел к великой реке с быстрым течением. А на берегу той реки лежала рыба и хвостом по земле била. Взял он рыбу и бросил ее снова в воду. Рыба окунулась, высунула голову из воды и сказала:

- Спасибо тебе, что ты меня от смерти спас. Хочу тебе за добро добром отплатить: возьми одну мою чешуйку, а как понадоблюсь я тебе, сожги ее, я к тебе сразу же и приду на помощь.

Дровосек взял у рыбы одну чешуйку и пошел дальше вдоль берега. Вскоре увидел он на другом берегу той великой реки свой дворец. Вот и послал он собаку да кошку реку переплыть, во дворец зайти, отобрать у царедворца кольцо и принести ему обратно.

Отправились собака да кошка во дворец. Кошка пробралась в комнаты, а пес у ворот караулил. А как раз в то время мыши в том дворце свадьбу праздновали. Кошка принялась ловить мышей и поймала самого жениха. Тут все мыши сбежались, стали кошке предлагать дары великие, лишь бы она жениха отпустила. Кошка согласилась и пообещала жениха отпустить, если они принесут ей оловянное кольцо, что царедворец всегда под языком носит. И посоветовала им, как кольцо это заполучить:

- Намочите хвостики в воде, суньте их в мешочек с перцем, а как уснет царедворец, пощекочите его хвостиком с перцем под носом. Примется царедворец чихать, тут кольцо и выпадет у него изо рта. Вы возьмите кольцо и мне принесите. Вот тогда я вашего жениха и отпущу.

Мыши все сделали, как она им велела, принесли кошке кольцо. Она кольцо в рот положила, жениха отпустила и убежала из дворца. Собака ждала ее у ворот, а кошка ей еще издали принялась кричать:

- Побежали быстрей к хозяину, волшебное кольцо наше!

Побежали они вместе и наконец прибежали к великой реке. Кошка и говорит:

- Возьми меня, собачка, на спину и перевези через реку на другую сторону, где хозяин ждет.

Собака согнулась, кошка ей на спину вскочила и поплыли они через великую и быструю реку. Только посереди реки и говорит собака кошке:

- Дай мне кольцо, теперь мой черед его нести. А не дашь — сброшу тебя в воду.

Кошка вынула кольцо и хотела собаке передать, да только перстень у нее из лапки выскользнул и упал в воду. Ну, что тут было делать? Печально вернулись они к своему хозяину, и кошка ему рассказала, как дело было. Тут дровосек вспомнил о рыбке, которую он от смерти спас. Вынул он чешуйку, поджег ее, а рыба как учуяла, так сразу же и приплыла.

- Здесь я, что тебе надобно? — спрашивает.

А дровосек ей отвечает:

- Кольцо у меня в воду упало. Не найдешь ли ты мне его?

- Это для меня безделица, — отвечает ему рыба. — Погоди немного, я тебе его мигом принесу.

Нырнула рыбка на дно, нашла кольцо и принесла его дровосеку. Тот спрятал кольцо под язык и пожелал очутиться дома, в своей избе. Вернулся он домой и приказал волшебному кольцу:

- Хочу, чтобы мой дворец на своем старом месте оказался и чтобы все, что там есть, опять мне принадлежало. А царедворец с моей неверной женой пусть сидят там запертые в одной комнате.

Как сказал, так и было. Потом дровосек позвал к себе в гости своего тестя, царя. Когда царь приехал, дровосек стал ему свой дворец показывать. Дошли они до комнаты, в которой царедворец с неверной царевой дочкой были заперты. Дровосек открыл комнату и все царю рассказал, как было.

Царь разгневался, вынул меч из ножен и отсек царедворцу с черной душой и злым сердцем и своей негодной дочери головы. И говорит:

- Я тебе в жены дам свою меньшую дочь и сделаю тебя своим наследником.

Так и стал дровосек мужем второй царевой дочки, вскоре старый царь передал ему и царство, и дровосек сам стал царем.

А коли захотите к тому царю в гости отправиться, да на собачку и кошечку поглядеть, идите прямиком в его царство. А царство это недалеко отсюда, там, где деревья до неба растут."